Конструирование метафор

Материал из Hypnosys.ru
Перейти к: навигация, поиск

Введение и цели

Метафора – один из самых действенных инструментов, который является великолепным в своей простоте и надежности. Основная цель рассказа метафоры – дать человеку доступ к альтернативному пути развития события, дать доступ к новому опыту. Основная прелесть в метафоре состоит в том, что она оказывает свое действие, несмотря на размер самой метафоры. При чем, это может быть, как краткая метафора на 10 секунд в стиле «Тебя дома изнасилуют пять моих друзей и собачка по кличке Шарик», так и сложная система метафор. Последний вариант иллюстрируют сборники «1001 ночь» или «Караван Сновидений», составленный Идрис-Шахом. И самое интересное в метафорах заключается в том, что их можно придумывать на лету, рассказывать готовые, и заготавливать заранее под конкретные случаи.

Наверное, самая эффективная связка, которая мне известна – это трансовое состояние и метафора, которая рассказана во время этого состояния. Кроме этого, существуют и следующие цели для метафор:

  • Метафора отлично подходит для введения информации прямо в подсознание, минуя сознание.
  • Метафора подходит, чтобы сделать некоторую идею или мысль более запоминающейся.
  • Метафора хороша для изменения состояния или настроения человека, группы людей.
  • Метафора великолепна, когда нужно переформулировать проблему, разрушить ограничение, увидеть ситуацию в новой перспективе.
  • Метафора может применяться, чтобы ненавязчиво преподнести новую точку зрения, или даже дать понять, что проблема у человека не нова и на нее уже давно есть варианты решения. * Метафора даже может навести на человека или аудиторию транс.
  • Метафора применяется даже для изменения ограничивающих убеждений человека, выводя человека на новые возможности.

Язык метафор очень тесно связан с языковыми структурами модели Милтона Эриксона (Милтон-Модель), и именно внутри метафоры инструменты Милтон-Модели приобретают настоящую мощь. Еще раз кратко о тех инструментах ММ, которые можно и нужно использовать внутри метафоры.

Основной и главный принцип создания метафоры состоит в создании диссциированного описания метафоры или вложенных структур. Диссоциация в контексте метафоры состоит в исключении себя из процесса рассказа. Часто ли у вас бывало так, что, рассказывая историю своим друзьям, вы слышите в ответ «Да что ты гонишь! Ты так не мог сделать!»? Бывало? Очень хорошо. Как и почему люди стремятся рассказывать истории от первого лица, мне, честно говоря, безразлично. Гораздо более важен тот факт, что истории, которые человек рассказывает от первого лица (Тут со мной произошел на днях занятных случай…), будут восприниматься слушателями через свое восприятие человека, рассказывающего историю, через свои собственные фильтры восприятия этого человека. Совершенно естественно, неосознанно подвергая критике те события, которые с этим человеком ну никак не могли произойти. Это ни хорошо и не плохо, это нормальный механизм работы фильтров восприятия. С другой стороны, метафору более чем желательно воспринимать с нуля и без эмоциональной оценки происходящих событий. Именно по этому лучше всего рассказывать историю, которая произошла где-то, когда-то и с кем-то. Причем, ступеней диссоциации много не бывает, хотя достаточно обычно от 3 до 5 ступеней диссоциации. Пример: Послушай одну историю, которую я однажды услышал от дяди Васи (первая диссоциация), которую ему рассказал дядя Петя (вторая диссоциация). Однажды шаман собрал свое племя у костра и сказал: Послушайте старинную сказку… (третья).

Теперь остановимся именно на конструировании метафоры. Разумеется, что можно пойти по накатанной дороге и просто прочитать метафору (сказку, притчу), которая включена в многочисленные сборники. Но лично я не вижу в этом смысла, ведь основа именно эффективной метафоры в том, что она направлена на конкретного человека, работая в его системе ценностей и карте.

Конструирование метафоры начинается с базового закона НЛП (Настоящее состояние перетекает в желаемое после вноса ресурса). То есть твоя задача на этом этапе состоит в трех действиях – определить желаемое состояние, которое ты хочешь изменить с помощью метафоры. Потом ты определяешь, какое состояние человек получит как результат действия метафоры, и, наконец, какие изменения должны произойти с человеком для перехода от настоящего состояния к желаемому.

Рассмотрим предыдущий абзац на примере.

Дано: Девушка, чрезмерно ревнивая. Это проявляется в вопросах по любой задержке тебя на работе, и неадекватной реакции на любой звонок по телефону женским голосом. Требуется: Спокойная реакция на твои деловые (и не только) встречи. Ресурс: Спокойствие, желательно уравновешенность.

В дальнейшем я вернусь к этому примеру, и на этой основе будет сконструирована метафора.

После того, как мы определили исходные состояния, можно приступать непосредственно к конструированию метафоры. Метафоры конструируются по шагам, и важно соблюдать именно ту последовательность, которая описана ниже. Эта последовательность является адаптированной моделью S.C.O.R.E., эффективной модели предоставления информации.

Первый Шаг – создание аналогий.

На этом шаге мы решаем, кто вообще будет главным героем нашей метафоры. Разумеется, что человек, который будет слушать эту метафору, будет ассоциирован с этим героем, то есть представлять, что именно с ним происходит действие, описанное в метафоре. Важное условие состоит в том, что эти аналогии надо делать максимально неявными, то есть нельзя рассказывать историю про «Девочку, которая очень похожа на тебя». Оптимально рассказывать историю про различных зверей (кто вообще знает, что такое выхухоль и как оно себя ведет?), создавать главных героев из растений или вообще из капли воды. Так как это сказка, то тут возможно все – в том числе и говорящий дуб, например. Давайте полёт своей фантазии. После того, как вы определили главного героя (выхухоль), надо наделить этого героя некоторыми признаками человека, которому эту метафору рассказывают, и желательно сделать эти признаки более явными и проявленными, чем у человека. То есть, главный герой будет беспокойной выхухолью, которая очень активно участвует в общественной жизни леса, например.

Дополнительные приемы, которые увеличивают эффективность.

Один из таких приемов – не надо давать главным героям имен. Вообще. Лучше использовать оборот в стиле «Я даже не знаю, как звали эту выхухоль. И это совершенно не важно, важно то, что будет дальше…». Зато можно давать обобщенную характеристику персонажа. Помните, как в замечательном мультике «Бременские Музыканты» существовали Глупый Король, Прекрасная Принцесса и Молодой Трубадур? Так вот, пусть у нас будет Активная Выхухоль.

Второй Шаг – Работаем с проблемой.

Второй шаг в составлении метафоры состоит в создании мира, в котором живет персонаж, создания окружения и образа жизни. На этом шаге мы наделяем главного героя эмоциями, и потом создаем проблему. Разумеется, что проблема на персонаж сваливается совсем не просто так, а вовсе даже внезапно. И тут есть очень важный момент – мы конструируем метафору так, что на нашего героя сваливается та проблема, которую мы хотим решить и в жизни. Очень важно подать эту проблему в гипертрофированном виде, близком к некоей грани абсурда. Помните принцессу на горошине, да? Такая постановка проблемного состояния создает еще одну ступень диссоциации внутри метафоры. Что нам только на руку. Создавать проблему и описывать эту проблему для главного героя надо так, чтобы было понятно, почему герой сказки захотел эту проблему решить.

И следующая часть метафоры состоит в том, что герой направляется на решение своей проблемы, которая на него свалилась. Причем, очень важный момент состоит в том, чтобы описать, как именно герой решил отправиться в путь, зачем ему это было необходимо, что стало с ним в путешествии. Интересная закономерность человеческого мышления состоит в том, что мы не ценим то, что досталось нам просто так. А мы ценим то, за что боролись или что доставалось нам путем длительных усилий. Именно поэтому не надо делать в метафоре доброго волшебника в голубом вертолете.

Если мы вернемся к нашему примеру с Активной Выхухолью, то на этом шаге мы расскажем, что в некотором царстве, некотором государстве жила-была Активная Выхухоль. В один прекрасный день у этой Выхухоли возникли очередные дела, которые требовали ее немедленных действий. И когда она решила все вопросы она вдруг не смогла найти дороги домой. Знакомая тропинка все время выводила ее в совершенно незнакомый лес, в незнакомые места. И Выхухоль твердо решила выяснить, что происходит и кто в этом виноват. Выхухоль решила найти то существо, или человека, или волшебника, или кто бы то ни был, который заколдовал ее тропинку и потребовать вернуть все взад. Долго ли, коротко ли продолжались ее поиски, я не знаю. Выхухоль истоптала три пары железных сапог, стерла три железных посоха и нашла этого Злого Волшебника. (Тут можно описать приключение как на десять страниц с множеством второстепенных персонажей, так и оставить вот в таком вот сжатом виде).

Третий Шаг – Кульминация

На этом этапе конструирования метафоры мы плавно переходим собственно от приключения, которое продолжалось все время второго этапа, собственно к решению проблемы, к кульминации. На этом шаге каким-то образом главный герой решает свои проблемы. Один, или с помощью других персонажей. Важное условие этого этапа состоит в активности главного героя, то есть в непосредственном участии в решении своей проблемы.

На примере нашей выхухольной метафоры это может произойти, например, следующим образом. Активная Выхухоль пробралась к Злому Волшебнику и подкараулила момент, когда он заснул, забыв включить свои защитные заклинания. Осторожно, медленно, шаг за шагом, она пробралась к его постели, напрягла все свои мышцы и в стремительном прыжке запрыгнула ему на грудь, приставив нож к его горлу. Когда волшебник проснулся, Выхухоль потребовала вернуть все взад. Волшебник попытался двинуться, но Выхухоль лишь крепче сжала нож и надавила посильнее, так, что выступила ярко-красная капелька крови. Волшебник испугался и медленно произнес страшные слова чудовищного заклинания в необходимом порядке. Как только он это сделал, Выхухоль связала Волшебника и отправилась домой, по пути сообщив Доброму Волшебнику о месте заточения Злого Волшебника.

Четвертый Шаг – Результаты

Вроде бы, проблема нашего героя решена, и его можно отправлять домой. Разумеется, что такой вариант действий тоже приемлем. Более того, он часто используется. Но можно улучшить нашу метафору именно на этом, четвертом шаге. А четвертом шаге главный герой получает результаты от своих действий, причем результаты, которые заслужил именно по ходу действия метафоры. Очень хорошо будет, если мы сделаем минимум три подарка нашему настрадавшемуся герою. Почему три? Ну, во-первых, число хорошее. Часто в сказках используется, привычное уже. А во-вторых, именно с трех вариантов начинается выбор, как я уже многократно говорил. Всегда есть вероятность, что человека (который ассоциировался с главным героем) не устроит один или даже два варианта предложенного результата. Всякое может быть.

Вернемся к нашим баранам, то есть Выхухоли. Выхухоль отправилась в обратный путь. Когда она вернулась домой, Выхухоль заметила, что звери ведут себя иным образом. Они стали относиться к Выхухоли с большим уважением, и скоро ее даже избрали в Совет Леса. А спустя некоторое время она встретила замечательного Выхухоля, и они справили бурную свадьбу, на которой ей преподнесли много подарков. Один из подарков сделал Добрый Волшебник, и это было Кольцо Всевластья (А почему бы и нет?).

Пятый Шаг – Адаптация

Самый простой этап, заключительный. На этом этапе рассказывается, как наш герой в дальнейшем жил и использовал все то, что получил в качестве результатов своего приключения. Самая простая и распространенная форма «И стали они жить-поживать, и добра наживать». Сделайте так, чтобы у нашего героя все было хорошо.

Пример: Выхухоль прожила долгую и счастливую жизнь, родив множество Выхухолят, и в один из дней она рассказала великому сказочнику Пришвину эту историю. Я не знаю, что было с ней дальше, возможно, что эта Выхухоль и сейчас живет в своей лесной трехэтажной берлоге с пентхаузом и видом на сосновую опушку, рассказывая внукам и правнукам удивительные сказки.

Все хорошо, но слишком долго.

Разумеется, что всякому овощу – своя консервная банка, а каждой метафоре свое применение. Тот вариант конструирования метафоры, который описан выше, очень хорош для создания метафор, основная цель которых длительные и плавные изменения, причем эти изменения могут происходить очень длительное время. А могут происходить вообще моментально. Кроме этой, базовой структуры конструирования метафор, есть структура упрощенная. (Ну конечно, а как же без упрощения?). Упрощенная структура выглядит следующим образом:

А) создаем аналогию. Б) Доводим проблемное состояние или ограничивающее убеждение до грани абсурда В) Создаем противоположный пример.

Причем, второй шаг вообще опционален. Такой вариант использования метафоры является одним из вариантов «раскрутки», то есть базовой структуры фокусов языка. Создание таких метафор очень простое, и эти метафоры можно делать на лету, зачастую даже в одно предложение. Единственный минус состоит в том, что такая краткая метафора может вообще никак не подействовать, то есть упасть «Мимо кассы». В использовании таких метафор велик фактор риска, но и действие оказывается практически моментальное. Вот несколько примеров:

-Ты мне вчера не позвонил. Ты не дорожишь нашими отношениями. -Цветок, ждущий дождя, рад ему независимо от того, был дождь утром или вечером.