Рефрейминг

Материал из Hypnosys.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску

В работе психотерапевта рефрейминг (рекадрирование) имеет первостепенное значение. Умение рекадрировать – это рефлекс, который вам следует в себе выработать. И тогда, как всякий рефлекс, он сработает в любой момент, когда вы один на один с пациентом. Если пациент скажет вам слово или фразу, на которую нужно немедленно отреагировать, а вы ничего не ответите, это не страшно. Но таким образом вы упускаете возможность запустить механизмы, которые привели бы к прогрессированию пациента, иногда очень заметному.

Так что рекадрирование требует тренировки, так же, как, скажем, игра в теннис. Сначала ты промахиваешься, потому что твоя реакция всегда запаздывает, а раз так, значит, у тебя техника не поставлена. Но, тренируясь, ты добиваешься того, что начинаешь предвосхищать действия соперника. То же самое и с рекадрированием. Чтобы приобрести такой навык, можно тренироваться, как в работе с пациентом, так и в повседневной жизни.

Вы возьмете проблему, зафиксированную пациентом в рамки, главное – не меняйте ее. Возьмите и проблему, и больного, потому что, если вы возьмете только больного, а проблему оставите в рамке, то вы исцелите больного. А исцелять его слишком быстро не следует.

Итак, вы берете и проблему, и больного, помещаете их в другую, отличающуюся от исходной рамку. Эта рамка может иметь ту же самую форму или другую форму, может быть того же цвета, но иметь несколько другой оттенок. Она может быть из другого материала… который отличается от исходного. Так, чтобы пациент, глядя на рамку своей проблемы с собой и проблемой посередине, увидел там себя и свою проблему, но уже немножко в другой рамке. Это и есть рекадрирование.

Теория

Технология рекадрирования была разработана Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 80-х гг. ХХ века в результате их тщательного и систематического наблюдения за работой Милтона Эриксона и других психотерапевтов. Обобщенно рекадрирование можно описать следующим общепринятым утверждением, что наполовину пустой стакан, можно также назвать наполовину полным. Можно понять это принципом, что "в любой ситуации есть позитивный ресурс", только его нужно увидеть и постараться использовать. Рекадрирование- это изменение контекста или ценности рассматриваемого явления. Людские существа во всем ищут смысл. Ситуации возникают, события происходят, но они не имеют для нас никакого значения, пока мы не придадим им смысл и не будем ассоциировать их с другими событиями нашей жизни. Наша культура и наше индивидуальное воспитание имеют большое значение для восприятия мира. Например, для древних людей астрономические явления, расположение звезд или кометы имели огромное значение, а сейчас этому не придают важное значение.

Виды рекадрирования

Согласно работам Ричарда Бендлера и Джона Гриндера различают два основных вида рекадрирования/рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.

  • Рефрейминг контекста: в разных ситуациях одно и то же поведение может оказаться и полезным и вредным. В данном случае если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию.
  • Рефрейминг содержания: состоит в том, чтобы изменить ценность самого сообщения. Например, если человек лжет, значит у него есть хоть какая-то цель. Рефрейминг содержания направлен в первую очередь на изменение восприятия объекта, что для субъекта проявляется в смещении смысловых акцентов и приводит к возникновению новых ощущений.

Есть в НЛП более формальный вариант рефрейминга, что называется "шестишаговый рефрейминг".

Инструментарий рефрейминга

С инструментальной точки зрения рефрейминг может быть осуществлен несколькими способами.

  • Рефрейминг по контексту.
  • Показ другой стороны.
  • Рефрейминг при помощи "зато...".
  • Рефрейминг с помощью коннотаций (оценочных составляющих слова).
  • Работа на контрасте при использовании альтернативного вопроса "или...".

Пример

Однажды ко мне обратился за помощью очень хороший специалист – журналист, мастер своего дела. У него была следующая проблема – он не мог заставить себя начать работать, пока до сдачи статьи в печать у него еще было много времени. Некоторым из вас, возможно, это знакомо. Обычно он садился за работу, когда сроки уже поджимали, и иногда запаздывал со сдачей статьи.

Я расспросил его в ходе разговорного транса о предстоящей работе. Оказалось, что ее нужно сдать через 8 дней. Он посчитал, что в целом ему нужно потратить на работу примерно 15 часов. Так как оставалось 8 дней, то, стало быть, надо было работать по два часа в день. И я сказал ему: “Каждый день вы будете работать по два часа. Вы сядете за стол в 17 часов. Садитесь за стол, а будете ли вы работать или нет, не имеет никакого значения. Важно, чтобы вы сели за стол. И важно, чтобы вы сели в 17 часов, а два часа спустя, даже если в это время все еще пишете, вы непременно прекращаете писать”. Он сделал так, как я сказал. И это сработало.

(с) Ж.Беккио, Э. Росси "Гипноз XXI века"


В статье использованы материалы книг: