Сопровождение в приятное воспоминание

Материал из Hypnosys.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску

В эриксоновском гипнозе много техник. Но есть одна техника, которая стоит особняком. Это техника, которая называется «Сопровождение в приятном воспоминании». Это, с одной стороны, учебное упражнение, на нем обычно начинают учиться эриксоновскому гипнозу, с другой стороны, — техника наведения транса и, с третьей стороны, — терапевтическая техника.

Сопровождение в приятном воспоминании c использованием неопределенных слов

Терапевт:

- Через несколько мгновений я попрошу вас мысленно отправиться на поиски приятного воспоминания, то есть такого момента в вашей жизни, когда вы чувствовали себя хорошо, легко, уверенно. И когда это хорошее воспоминание придет, вы можете дать мне об этом знать, просто кивнув головой, у вас для этого есть все необходимое время.

(Кивок головой).

Хорошо. Пожалуйста, некоторое время сохраняйте контакт с этим приятным воспоминанием... потому что я не знаю, где это было.., и я не знаю, когда это было и я не знаю, какое это время года... и какое время суток... и какая стоит погода... и я даже не знаю, один ли вы в этот приятный момент вашей жизни или кто -тo есть рядом c вами.

И своим внутренним взором вы можете видеть то, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни.

Вы можете видеть, как падает свет... как ложатся тени... как соотносятся формы и объемы. Вы можете видеть то, что близко, то, что на переднем плане, и то, что далеко, то, что на дальнем. Вы можете видеть то что слева, и то, что справа. Вы можете видеть то, что наверху, и то, что внизу. И постепенно могут всплывать детали... полузабытые или совсем позабытые... и среди всего того, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни, вы можете выбрать цвет, который вам нравится... это может быть природный цвет или цвет какого-то предмета... и когда вы выберете этот цвет, вы позволите своей голове кивнуть, чтобы дать мне об этом знать.

Хорошо. И продолжая видеть то, что вы видите, вы, может быть, уже начинаете слышать... слышать звуки этого времени и этого места... это могут быть звуки природы, или города, или человеческой речи, или какие-то другие... и любые звуки, которые до вас доносятся, вы можете вплетать в свое приятное воспоминание... и трансформировать их, изменять... так, как вам хочется... и вы можете слышать то, что вы хотите слышать...

И в этот приятный момент тело занимает определенное положение в пространстве... оно или движется, или находится в покое... и постепенно к телу могут приходить соответствующие ощущения...

Некоторые люди могут в своем воспоминании почувствовать запах... запахи обладают почти волшебной властью воскрешать воспоминания... иногда достаточно случайно налетевшего запаха, и воспоминание встает во всей полноте, во всей конкретности...

А может быть, есть какой-нибудь вкус на губах... я не знаю...

И по мере того, как проходит время, может прийти эмоция... чувство... то приятное чувство, которое вы испытываете в этот приятный момент своей жизни... оно может быть той же интенсивности или другой... неважно... и когда это хорошее чувство придет, голова кивнет, чтобы дать об этом знать. И есть все необходимое время, чтобы позволить прийти этому чувству...

(Кивок головой).

Хорошо. Пожалуйста, некоторое время сохраняйте контакт с этим приятным чувством. Потому что эта эмоция, это чувство — это ресурс... ресурс, который поможет разрешать проблемы, преодолевать препятствия, приближаться к цели...

И сейчас совершенно неважно, чем занимается ваш сознательный разум. Он может оставаться в этом приятном воспоминании... или скользить от одного приятного воспоминания к другому, от одного приятного образа к другому... или просто позволить приходить приятным образам, грезам, фантазиям, воспоминаниям… неважно... потому что сейчас ваше бессознательное может найти оптимальные пути использования этого ресурса... и использовать его... применительно к нынешними будущим ситуациям вашей жизни...

И эта очень важная и очень нужная работа может продолжаться... и в обычном бодрствующем состоянии... и во сне... часы, дни, недели, может быть, больше... столько, сколько необходимо... чтобы вы могли воспользоваться... результатами... этой работы.

И есть какая-то часть этой работы, которая должна быть выполнена именно здесь исейчас… и когда эта часть работы будет выполнена, бессознательное позволит вам сделать глубокий вдох, слегка потянуться, открыть глаза и вернуться в обычное состояние.., и когда вы вернетесь в обычное состояние, я надеюсь, что вы будете

чувствовать тебя хорошо, бодрым, отдохнувшим,.. и мы сможем м поговорить.

Комментарий к технике «сопровождение в приятном воспоминании»

Теперь разберем подробно технические моменты сопровождения.

Терапевт просит клиента мысленно отправиться на поиски приятного воспоминания и уточняет, что такое приятное воспоминание: это такие моменты его жизни, когда он чувствовал себя хорошо, легко и уверенно. Запрашивается подтверждающий сигнал — кивок головой. Очень важно дать человеку все необходимое время; у кого-то воспоминание приходит быстро, у кого-то - медленно; важно, чтобы клиент не чувствовал себя обязанным обязательно что-то выдать сию же минуту. Иначе он может начать просто выдумывать.

Сигнал получен - воспоминание пришло. Терапевт просит клиента некоторое время сохранять контакт с этим приятным воспоминанием, потому что сейчас оно будет прорабатываться — становиться все более конкретным.

Дальше воспоминание локализуется во времени и в пространстве с помощью техники «Неопределенные слова». «Пожалуйста, некоторое время сохраняйте контакт с этим приятным воспоминанием... потому что я не знаю, где это было...» «Потому что» не указывает ни на какую причинную связь. Это просто связка для гладкости речи.

«Я не знаю, где это было...» — это пустая рамка, которую заполняет клиент. Терапевт не знает, где это было, но клиент знает - и вспоминает. Воспоминание локализовано во времени.

«И я не знаю, когда это было...» Но он знает — и вспоминает. Воспоминание локализовано в пространстве.

«И я не знаю, какое это время года... и какое время суток... и какая стоит погода... и я даже не знаю, один ли вы в этот приятный момент вашей жизни или кто-то есть рядом с вами...» — и в воспоминании клиента воскресают и время года, и время суток, и погода, и спутники, если они есть...

Формулировка «Я не знаю» — очень удобный способ создать неопределенную рамку, которую заполняет сам клиент. «Я не знаю» подразумевает «Но ты знаешь».

Только не надо думать, что это единственно возможный способ. Эриксоновский гипноз необыкновенно гибок, способов сделать одно и то же - очень много. Так, можно было бы просто сказать: «Пожалуйста, локализуйте ваше воспоминание во времени и в пространстве» . Или: «Вспомните, где и когда это было».

Дальше терапевт начинает прорабатывать воспоминание, делая его все более и более реальным, делая эту субъективную реальность на некоторое время единственно реальной. Для этого систематически прорабатываются все модальности (то есть терапевт систематически проходит по органам чувств).

Сначала прорабатывается зрительная модальность. В принципе начинать можно с какой угодно; если вы умеете определять ведущую модальность клиента, то начинать лучше с нее. Но со зрительной тоже хорошо начинать, потому что наша культура во многом визуальна, и эта модальность для всех нас привычна. Итак, терапевт начинает со зрительной модальности, активно используя неопределенные слова.

«И своим внутренним взором вы можете видеть то, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни. вы можете видеть, как падает свет... как ложатся тени... Как соотносятся формы и объемы».

Все это — неопределенные слова. В любой ситуации в Которой хоть что-то можно увидеть, можно видеть, как падает свет, как ложатся тени, как соотносятся формы и объемы. Это — пустая рамка, в которую можно вставить что угодно.

«Вы можете видеть то, что близко, то, что на переднем плане, и то, что далеко, то, что на дальнем».

Терапевт помогает клиенту создать субъективную глубину пространства. При этом варьируется направление и громкость голоса.

«Вы можете видеть то, что справа, и то, что слева. Вы можете видеть то, что наверху, и то, что внизу».

То же самое — создание глубины пространства за счет изменения направления голоса.

«И постепенно могут всплывать детали... полузабытые или совсем позабытые...»

Это действительно так, когда воспоминание осуществляется с помощью другого человека, оно оказывается ярче, живее и в нем намного больше деталей.

«И среди всего того, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни, вы можете выбрать цвет, который вам нравится... это может быть природный цвет или цвет какого -то предмета... и когда вы выберете этот цвет, вы позволите своей голове кивнуть, чтобы дать мне об этом знать».

В дальнейшем сопровождении этот цвет никак не использовался. Это --- заготовка на будущее, закладка; о том, как ее можно использовать, будет сказано чуть позже.

Зрительная модальность проработана - переходим к слуховой.

«И про продолжая видеть то, что вы видите, вы, может быть, уже начинаете слышать... слышать звуки этого времени и э того места... это могут быть звуки природы или города, или человеческой речи или какие-то другие…»

То же самое - неопределенные слова. Создается неопределенная рамка, в которую можно вставить любые звуки.

А дальше делается очень важная вещь, создается установка - словно бы ставится психологическая «стрелка», наподобие железнодорожной:

«И любые звуки, которые до вас доносятся, вы можете вплетать в свое приятное воспоминание... и трансформировать их, изменять... так, как вам хочется... и вы можете слышать то, что вы хотите слышать...»

Начиная с этого момента можно не беспокоиться об окружающих звуках, клиент сам будет вплетать их в свое воспоминание.

Дальше осуществляется переход к кинестетической модальности:

«И в этот приятный. момент тело занимает определенное положение в пространстве... оно или движется, или находится в покое... и постепенно к телу могут приходить соответствующие ощущения...»

То же самое — неопределенные слова.. Есть слова, которые позволяют быть «неопределенно-конкретными»: «эта конкретная ситуация», «эти особые воспоминания», «этот специфический запах», «соответствующие ощущения».

Дальше - ольфакторные ощущения, запах:

«Некоторые люди могут в своем воспоминании почувствовать запах... запахи обладают почти волшебной властью воскрешать воспоминания... иногда достаточно случайно налетевшего запаха, и воспоминание встает во всей полноте, во всей конкретности...»

Ощущение запаха (если оно возникает) придает воспоминанию дополнительную достоверность. Всем знакомо это ощущение: идешь по улице, и вдруг случайно налетевший запах мгновенно воскрешает воспоминание -во всей полноте, во всей конкретности...

Слово «волшебный» вообще хорошо в гипнотическом сеансе, в котором многое может происходить как по волшебству.

Точно так же на всякий случай мы задействуем вкус: «А может быть, есть какой-нибудь вкус на губах... я не знаю...»

Воспоминание проработано по всем модальностям, по всем органам чувств. Далее делается самое простое, что можно сделать в терапевтическом плане, -- поиск ресурса. Таким ресурсом в данном случае является позитивное эмоциональное состояние, возникающее в приятный момент жизни.

Если просто сказать человеку: «Воспроизведи хорошую эмоцию», вряд ли он это сделает. Это слишком трудно. когда проработана, оживлена вся ситуация, эмоция приходит сама собой — нужно только подождать. Поэтому можно с уверенностью сказать:

«И по мере того, как проходит время, может прийти эмоция... чувство... то приятное чувство которое вы испытываете в этот приятный момент своей жизни.., оно может быть той же интенсивности или другой... неважно... и когда это хорошее чувство придет, голова кивнет, чтобы дать об этом знать. И есть все необходимое время, чтобы позволить прийти этому чувству...»

Слова «той же интенсивности или другой» расширяют диапазон; человек может не дать сигнал, думая, что нужна эмоция именно той интенсивности, что была тогда. И опять запрашивается подтверждающий сигнал. И опять дается все необходимое время.

После того как сигнал получен, терапевт просит некоторое время сохранять контакт с этой эмоцией, объясняя, что это — ресурс:

«Пожалуйста, некоторое время сохраняйте контакт с этим приятным чувством. Потому что эта эмоция, это чувство — это ресурс... ресурс, который поможет разрешать проблемы, преодолевать препятствия, приближаться к цели...»

Затем делается очень важная вещь — диссоциация, разделение сознания и бессознательного. Характерной особенностью эриксоновского гипноза является то, что в нем апеллируют к бессознательному; бессознательное рассматривается как позитивная инстанция, которая может действовать самостоятельно, находить, активизировать и использовать необходимые ресурсы. При этом неважно, чем занимается сознание, - сознание может заниматься чем угодно:

«И сейчас совершенно неважно, чем занимается ваш сознательный разум. он может оставаться в этом приятном воспоминании или скользить от одного приятного воспоминания к другому, от одного приятного образа к другому... или просто позволить приходить приятным образам, грезам, фантазиям, воспоминаниям... неважно... потому что сейчас ваше бессознательное может найти оптимальные пути использования этого ресурса... и использовать его... применительно к нынешним и будущим ситуациям вашей жизни...»

Дальше дается так называемое открытое внушение (виды внушений разбираются в соответствующей главе), внушение o том, что работа будет продолжаться и за пределами транса:

«И эта очень важная и очень нужная работа может продолжаться... и в обычном бодрствующем состоянии... и во сне... часы, дни, недели, может быть, больше... столько, сколько необходимо... чтобы вы могли воспользоваться результатам и... этой работы».

Терапевт говорит «часы, дни, недели...», Не надо говорить «месяцы, годы», потому что тогда клиент «программируется» на слишком большой срок решения проблемы.

Сеанс завершается внушением, позволяющим экономно использовать время сеанса: в этом сеансе осуществляется лишь часть терапевтической работы, которая будет продолжаться за его пределами:

И есть какая -то часть этой работы, которая должна быть выполнена именно здесь и сейчас... и когда эта часть работы будет выполнена, бессознательное позволит вам сделать глубокий вдох, слегка потянуться, открыть глаза и вернуться в обычное состояние... и когда вы вернетесь в обычное состояние, я надеюсь, что вы будете чувствовать себя хорошо, бодрым, отдохнувшим... и мы сможем поговорить.

посмотреть