Структура метафоры

Материал из Hypnosys.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску

В данном разделе мы рассмотрим структуру волшебной метафорической истории или сказки. За образец взята именно сказка, потому что именно сказки являлись наиболее успешными и работающими метафорами жизни, которые прошли не одну тысячу лет эволюции. Естественно, при составлении метафоры необходимо руководствоваться индивидуальными особенностями клиента. По усмотрению терапевта некоторые части метафоры могут быть опущены за ненадобностью. Структура - это не аксиома, а скорее попытка систематизировать знания о наиболее общем случае. Для полноты осознания очень рекомендуется прочесть еще статью Конструирование метафор.

1. Диссоциация метафоры от мира клиента и от терапевта

Метафора должна рассказывать о мире, не похожем на мир клиента. Это не обязательно должен быть волшебный мир (есть отличные примеры рабочих жизненных метафор). Однако, мир, описанный в метафоре должен быть отдален от клиента и от терапевта по времени и в пространстве. Одним из классических примеров диссоциации такого рода является знаменитое сказочное "В одном далеком-далеком царстве, некотором государстве, когда-то давным-давно жили-были..." - это диссоциация по месту и времени от мира клиента. Если не нравиться волшебная диссоциация - пусть ваша история случилась "где-то приблизительно в начале прошлого века на том месте, где теперь находиться Буркина Фасо" или еще какое-то такое место, где никогда не бывал ваш клиент. Диссоциация от мира и времени очень важна для обхождения возможных барьеров, сопротивлений, и личного отношения к происходящему у клиента в том случае, если вы будете ему рассказывать историю про Ваську лысого с соседнего двора.

Теперь диссоциация от терапевта - она является также важной частью при обходе защитных механизмов сознательного клиента и его шаблонных реакций. Для того, чтобы терапевт мог диссоциироваться от своего рассказа, нужно донести до клиента мысль о том, что это не терепевтическая история, которую терапевт придумал только что (или вчера вечером). Потому что если клиент будет думать, что это терапевтическая метафора, это рассказываться для того, чтобы натолкнуть его на какую-то мысль - он начнет искать. И этим сознательным поиском усложним терапевту и своему бессознательному, заодно, из без того не очень простую задачу.

2. Создание мира метафоры

Для создания полноценной метафоры необходимо создать мир, в котором будет происходить действие. Мир со своими правилами и особенностями. Объем текста может варьироваться от нескольких строк (как в анекдотах) до нескольких сот страниц (почитайте Толкиена). В дальнейшем, с помощь ресурсов и правил мира можно будет обходить некоторые барьеры и поведенческие шаблоны клиента, которые было бы сложно игнорировать в обычной ситуации.

В волшебном мире могут действовать совершенно не логичные для повседневной жизни законы. Например, как в сказке про Кащея: решение проблемы наличия в мире героя такого врага, как Кащей, решается переламыванием иглы в которой течет жизненная сила Бессмертного. Нелогично? Небывает? Да, в обычной жизни кажется полным абсурдом, но в сказочном мире метафоры имеет полное право на существование.

В волшебном мире могут присутствовать волшебные источники ресурса, мудрые советчики и прочие факторы, влияющие на жизнь героя.

Несколько примеров создания мира:

В одном волшебном церстве, некотором государстве... - очень широкая рамка, позволяющая создавать практически любые миры и сюжеты.

Несколько веков назад, где-то в средневековой европпе во времена рыцарей, жил один человек... - мир, достаточно далекий от настоящей действительности, чтобы наплести в нем практически какой угодно сюжет, за исключением волшебного. Перед созданием такого мира и метафоры на основе него необходимо выяснить (не напрямую конечно), не является ли ваш клиент специалистом в области средневековой истории. Если это так, в метафоре необходимо воздержаться от вольностей в толковании исторических фактов.

3. Создание героя метафоры

Рассматривая сказки, анекдоты, рассказы и басни (варианты метафор), можно заметить что в каждой из них есть одно или несколько главных действующих лиц. Человек слушая метафору всегда неосознанно ассоциирует себя с главным героем рассказа, примеряя на его поступки и рассматривая себя в тех же ситуациях. При создании образа героя терапевтичекой метафоры необходимо придерживаться некоторых простых правил:

  • Главный герой должен быть не похож на клиента.
  • Главный герой должен иметь какие-то особенности, совпадающие с особенностями клиента.

Подробнее читать конструирование метафор - первый шаг

4. Изначальное ситуация

После того как мы создали героя и его мир, создатель метафоры должне как-то описать начальную ситуаци, т.е. как герой метафоры себя чувствовал в своем мире. Здесь достаточно важно сделать акцент на ситуации - у героя изначально должно быть в жизни все хорошо. Т.е. жизнь по большому счету героя должна устраивать, могут быть мелкие неприятности и проблемы, но в целом - все хорошо.

5. Момент осознания проблемы

На этом этапе герой метафоры должен сам осознать свою проблему.

Приведу схематичный пример:

Жил-был Айтишник, и все у него было хорошо. Компьютеры и сеть работали, почтовый сервер не тормозил. Доступ в интернет был шустрым, фильмы качались с завидной скоростью и на АйТи форуме у него была заслуженная репутация грандмастера в области "видео не для всех". И что совсем удивительно, он даже нравился некоторым барышням из отдела бухгалтерии, которые пытались строить ему глазки. Да вот только ему никто не нравился. Вообще. Он наслаждался своим безразличием к окружающим людям, своим холодным и ровным отношением ко всем. В эти моменты ему казалось, что делая безразличный вид, он выглядит очень круто. И каждый раз, когда ему удавалось это продемонстрировать, внутри него надувался комок гордости. Это были очень приятные моменты в его жизни, и он любил время от времени вспоминать о них, сидя у себя в кабинете. И как-то раз, после очередной бессонной ночи перед монитором, в напросторах необъятного Рунета, он наткнулся один форум. На нем мужики затеяли жаркий спор о вечном - о жизни, вине и женщинах. АйТишник любил споры, особенно на форумах - ведь там можно было спокойно и жестко высказать свое "фи" всему окружающему миру, не опасаясь ответных реакций в реальной жизни. Кажется, внутри него жило два человека, один - тот который жил в сети, а другой - в реальной жизни. Иногда он сам задумывался о том, почему избегает мыслей о том, почему он так не любит людей в настоящем, реальном мире, но гнал их проч из головы. Эти мысли заставляли его чувствовать что-то неприятное и бесформенное внутри себя. Ему не нравилось это ощущение - оно было намного более неприятным, чем чувство гордости в моменты, когда ему удавалось кого-то позлить. И теперь, читая этот форум, и делая едкие замечания участникам дискуссии, он опять начинал чувствовать, как внутри него растет Гордость. Хлопнув очередную банку энергетического напитка, он не заметил как прошел еще час или два.

Он в очередной раз погрузился в такое состояние, которое обычно наступало часов после 30 без сна. Все человеческие реакции на действительность куда-то улетали, эмоции уходили, оставалась только логика и вялые мысли в голове. Иногда возникало ощущение, что он смотрит на себя, как бы, со стороны. В обычной жизни Айтишник не любил смотреть на себя со стороны, справедливо считая, что самое главное - это его внутренний мир, но сейчас он с интересом изучал свою персону, представляя что превратился в свою любимую веб камеру, которая стояла на мониторе.

И вот, став на какой-то момент камерой, он практически смог себе представить один электронный объектив вместо глаз. Ему было интересно, он любил фантазировать о всяких киберустройствах и будущем, представляя себя героем киберпанковского боевика или драммы. И вот, смотря на себя вот так вот он вдруг увидел себя, фильм про свою жизнь. Увидел моменты холодных отказов и безразличия к окружающим людям, увидел бессонные ночи за монитором. И в это же мгновение он увидел людей, с которыми общался по сети, увидел как их реакции на свои колкие замечания, и ему не понравилось это. Он всегда думал, что безразличие или даже презрение к людям пребавляет ему крутизны и обаяния. Однако, перенесясь в тело веб-камеры, он увидел, что люди которых он так настойчиво игнорирует, просто через некоторое время начинают считать его смешным чудиком, который пытается выглядеть кем-то другим. И вместе с этой мыслью, его сознание как пробка вылетела из камеры и переместилось обратно в его тело. Странно, но эта мысль посещала его не первый раз, но теперь, кажется, она пробрала его до самых костей. Еще некоторое время он просто сидел и слушал жужжание своего компьтера, а внутри его медленно сворачивалось в тугую пружину желание разобраться. Разобраться в своей жизни. Он понял, что не хотел быть смешным или чудным. Он хотел стать лучше. Хотел стать таким, чтобы люди хотели стать похожими на него.

      • будет продолжение...