Возрастная регрессия

Материал из Hypnosys.ru
Версия от 07:50, 9 июня 2015; Mankubus (обсуждение | вклад) (Новая страница: «thumb|''Возрастная регрессия'' Возрастная регрессия - способность переживат…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Возрастная регрессия

Возрастная регрессия - способность переживать в гипнозе прошедшие события (Эриксон, 1976) в ответ на просьбу или спонтанно.

Под этим названием объединены различные уровни импликации - от приятного легкого фантазирования до интенсивного переживания «как наяву» определенных моментов прошлого. Любопытно отметить, что пациенты легко переходят с одного уровня на другой. Считается бесспорным, что пережитые таким образом воспоминания в действительности являются реконструкцией, осуществленной нашей теперешней психикой. Для удобства можно назвать минимальной регрессией простое припоминание момента из прошлого и истинной регрессией - систематический возврат во времени, организованный в точной перспективе. Чтобы добиться возрастной регрессии, как правило, достаточно попросить об этом пациента, расспросив его затем о достигнутом результате. Далее мы обычно сразу переходим от прошлого времени к настоящему (Эриксон & Росси, 1979). Чтобы способствовать развитию феномена, можно также, как это иногда делал Эриксон, попросить пациента представить себя в другой комнате пытающимся вспомнить момент из прошлого (Эриксон, 1976). Систематическая возрастная регрессия может потребовать специального подхода с использованием замешательства и постепенного восхождения во времени.

Возрастная регрессия в той или иной степени является частью любого гипноза: воспоминание может служить прекрасной индукцией. Гипнозу способствуют любые обращения к детству. Наконец, возрастная регрессия - это главный элемент гипнотерапии. Действительно, все эти перемещения назад и вперед во времени способствуют интеграции сознательного и бессознательного; тяжелые моменты, пережитые еще детской психикой и не интегрированные удовлетворительным образом, получают возможность быть усвоенными психикой взрослого.

Как можно сориентировать пациента на регрессию? Для этого можно поговорить с ним о езде на велосипеде, вождении машины, плавании. Можно также сослаться на первый опыт обучения, на детские игры, куклы для мальчиков, мячики для девочек, обучение чтению и даже обучение ходьбе. Иными словами, следует сослаться на обучение чему-либо, что человек использует в повседневной жизни, независимо от того, помнит ли он о нем. Очень часто с этой целью упоминается одежда, которую носил человек, когда был ребенком, и обычно он легко припоминает ее детали.


В статье использованы материалы книг: